на большой никитской улице в москве
Русская православная церковь • Московская городская епархия • центральное викариатство • центральное благочиние

Великая панихида в канун Димитриевской родительской субботы

07.11.20

6 ноября 2020 года приход Малого Вознесения собрался на парастас, чтобы почтить память усопших христиан. Исторически в этот день вспоминали погибших воинов в битве на Куликовом поле, а позднее Церковь стала вспоминать всех почивших православных христиан.

Великую панихиду совершил настоятель храма протоиерей Алексей Круглик. Ему сослужил диакон Дмитрий Федоров. Богослужебные песнопения исполнил левый хор под управлением регента Натальи Тарарацкой.

В проповеди после парастаса отец Алексей обратился к истории установления этого дня поминовения: «Это наша русская суббота. История ее идёт с XIV века, когда святой благоверный князь Дмитрий Донской вернулся с Куликова поля, и так был велик плач, печаль, горечь потерь, что он попросил митрополита установить целую родительскую субботу перед памятью своего святого Дмитрия Солунского для того, чтобы и люди могли молиться и поминать, и потомки не забыли того славного события, которое произошло на поле Куликовом». Этой службы мы не найдём в богослужебном уставе, воспринятом с христианского востока, из практик древних монастырей и Великой Церкви. Установление Дмитровской родительской субботы — сугубо русское церковное явление.

Особым, ключевым моментом великой панихиды является чтение семнадцатой кафизмы. Рассуждая о ее исключительном духовном значении, отец настоятель сказал, что «во время последования родительских суббот мы всегда с вами слышим знаменитую 17 кафизму, которую царь Давид писал либо во время гонений, когда его буквально как зайца гнали по пустыне воины царя Саула и сам царь, а возможно уже после, когда он уже был царем, но он с горечью и печалью продолжал вспоминать эти страшные дни своей земной жизни, когда ему из-за каждого камня грозила смерть, каждая ночь могла стать последней, каждый день неизвестно чем закончился бы…И вот в скорби, в печали, но в то же время в надежде на Бога он пишет эту семнадцатую кафизму…Вот именно поэтому мы ее и читаем на заупокойном богослужении, чтобы каждый из нас помнил, что этот день может стать последним, что завтра эту кафизму, возможно, будут и по нам читать, и чтобы эти слова бессмертные в полном смысле слова доходили до глубины нашей души».

Смерть близких людей должна всегда напоминать нам о нашей собственной жизни, о наших делах, о соответствии нашей жизни заповедям Божиим. «Удивительно то, что царь Давид постоянно проводит ещё одну мысль: дел-то добрых у человека почти нет, и он согрешил, но судьбы Господа помогут ему, Его промысл сохранит человека. «Заблудих, как овча» — заблудил, как овечка погибшая, но взыщи раба Твоего, спаси раба Твоего, потому что Твои заповеди не забыл. Нет у меня добрых дел, но заповеди Твои помню, и за уже, Господи, спаси меня. Никогда человеку не хватает добрых дел. Нам две огромный потенциал на доброделание, но мы все равно, к сожалению, большую часть своей жизни тратим на себя, на своих родных и близких. А вот на тех людей, которые действительно нуждаются в нашей помощи, у нас не хватает ни сил, ни времени, ни желания. И понимая это, что мы все равно не делаем то, что можем и то, что должны, мы должны уповать на то, что заповеди-то мы не забыли. Мы стараемся жить по ним. И уже за одно это, Господи, спаси меня. Прекрасные слова царя Давида, будем их помнить, и слушать, и читать не только в дни родительских суббот, но и постоянно. И эта память поможет нам с вами быть добрее, человечнее, стараться уделять время не только на себя, но и для других, и для тех, от которых мы не можем ожидать ни награды, ни похвалы. Помочь и исчезнуть. Помочь и забыть. Сделать что-то доброе и не ожидать ничего взаймы. Это то, что просит от нас Священное Писание. И в дальнейшем в Новом Завете об этом будет постоянно говорить Господь. И царь Давид, как мы с вами знаем, тоже в дальнейшем очень много делал такого, что оставалось невидимым. Да, конечно, он как царь, и вся жизнь его была буквально на ладони у подчиненных, но тем не менее, и у него были те добрые дела, о которых никто не знал. И об этом потом скажут нам пророки.

Дай Бог, чтобы вот этот урок Ветхого Завета и урок русской истории о том, что нужно помнить и своих родных и близких, и всех, кто душу положил за своих друзей, и вообще всех от века почивших православных, чтобы это было постоянно в нашей памяти. Мы помнили, молились, благодарили своих предков за все, что они сделали и оставили нам, и прежде всего Самого Бога, Который и дал нам жизнь, и даёт нам жизнь и даст нам жизнь вечную. Аминь»,- сказал в заключение отец Алексей.