В Малом Вознесении будет исполнена Божественная Литургия авторства П.И. Чайковского
В воскресенье 8 ноября 2020 года праздничный хор Малого Вознесения (регент — Константин Мясоедов) исполнит Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста авторства Петра Ильича Чайковского. Начало часов и Литургии в 9:00.
Осенью 1877 года с тяжелейшим нервным расстройством, вызванным неудачным во всех отношениях браком, Чайковский уехал для лечения за границу. Необходимые средства для этого ему предоставила Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова железнодорожного магната, в дальнейшем много лет поддерживавшая композитора. В числе других произведений, написанных в основном за границей или в одном из имений фон Мекк, где композитору была предоставлена возможность жить в отсутствие хозяев, — и Литургия Иоанна Златоуста.
14 (26) февраля Чайковский, находившийся тогда во Флоренции, просил своего издателя Юргенсона прислать ему для образца экземпляр литургии Львова, директора Придворной певческой капеллы, издавшего в 1848 году «Обиход нотного церковного пения». По словам композитора, Юргенсон прислал ему не то, что нужно, и в другом письме, через две недели, уже из Кларана, Чайковский пишет: «Мне нужен полный текст литургии, с музыкой или без музыки — это все равно. Умоляю тебя достать мне таковой или, в противном случае, указать, к кому за ним обратиться». Судя по другому письму, Чайковский в своей работе использовал «Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление, с какими мыслями и чувствами должно стоять при совершении литургии», изданное в 1867 году. Задача композитора при сочинении была не особенно сложной, так как традиции основных песнопений, распределение того, что поется, а что читается, прочно сложились. Уже к 27 мая, как сообщал Чайковский в письме к фон Мекк, были закончены несколько номеров в эскизах, а в июле композитор упоминает Литургию в числе вполне законченных произведений. Она получила порядковый номер сочинения 41 и была впервые исполнена в церкви Киевского университета в июне 1879 года (точная дата неизвестна), затем в одной из московских церквей, а в ноябре 1880 года — в закрытом духовном концерте Московской консерватории. Первое открытое исполнение Литургии состоялось 18 декабря 1880 года в экстренном собрании Русского музыкального общества в Москве, в зале Благородного собрания.
Сам факт публичного исполнения произведения, которое до тех пор могло звучать только в церковных стенах, имел принципиальное значение. По свидетельству прессы, реакция публики была далеко не однозначной. В анонимном письме, опубликованном в одной из газет, указывалось, что исполнение литургии в публичном зале за деньги может иметь пагубные последствия для нравственности. Модест Чайковский, обобщая появившиеся рецензии, писал: «Одним не нравилась «не церковность» музыки, в смысле «отсутствия сходства» с тем, что обыкновенно слышно при богослужениях, т. е. с сочинениями Бортнянского, Сарти, Львова и Березовского, другим — тоже «не церковность» в смысле отсутствия древнецерковного стиля… Третьи остались недовольны бедностью пикантных и интересных музыкальных сочетаний, четвертые, наоборот,… взывали к строгости стиля Палестрины. Наконец, пятые, преимущественно из духовных лиц, негодовали без всякого повода, просто так, на дерзкую попытку «светского» композитора и говорили «Куда он лезет в церковную музыку?! Писал бы польки, да вальсы, да оперы!»
Литургия задумывалась не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы. Об этом свидетельствует и ее строение: она состоит из 15 небольших номеров. №1 — После возглашения «Благословлено царство», №2 — После первого антифона, №3 — После малого входа, №4 — После чтения апостола, №5 — После чтения Евангелия, №6 — Херувимская песнь, №7 — После Херувимской песни, №8 — Символ веры, №9 — После символа веры, №10 — После возглашения «Твоя от твоих…», №11 — После слов «Изрядно о Пресвятей…», №12 — После возглашения «И даждь нам единеми усты…», №13 — Молитва Господня, №14 — Причастный стих, №15 — После возглашения «Со страхом Божиим…»
Издание впервые было осуществлено Юргенсоном в 1879 году.
Музыка
В Литургии композитор не претендовал на принципиально новые решения. Однако, как признавал сам, музыка получилась слишком «европейской». «Хочется сохранить в неприкосновенности древние церковные напевы, а между тем, будучи построены на гаммах совершенно особого свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации. Зато если удастся выйти победителем из всех затруднений, я буду гордиться, что первый из современных русских музыкантов потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки».
Музыка Литургии начинается с хоровых возгласов «Аминь, Господи, помилуй». В №3 центральное место занимает «Трисвятое», распетое в строгом, суровом стиле с минимально движущейся мелодией. №4 возглашает Аллилуйю с радостным распевом. В №6, Херувимской, появляются элементы полифонии — медленно и тихо, один за другим, вступают голоса хора, начиная с сопрано, лишь постепенно сливаясь в стройные аккорды и заканчиваясь торжествующим «Аллилуйя». Самый развернутый — №8, Символ веры, где мощная кульминация приходится на слова «И взошедшего на небеса, и седяща одесную Отца», после чего постепенный спад приводит к заключительному «Аминь» на пианиссимо. Медленно и величаво излагается «Достойно есть» (№11) в каноническом движении, объединяясь лишь в заключительных торжественных аккордах. «Причастный стих» (№14) «Хвалите Господа с небес» — псалмодирование на одном звуке, переходящее в радостные юбиляции «Аллилуйи».
Л. Михеева