на большой никитской улице в москве
Русская православная церковь • Московская городская епархия • центральное викариатство • центральное благочиние

Создавая наследие: предметы современного христианского искусства в Малом Вознесении

30.05.20

К престольному празднику Малого Вознесения студия иконописи и дизайна «Артодокс» (Санкт-Петербург) и руководитель золотошвейной мастерской «Покров» Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской епархии, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, директор Научного архива Российской академии художеств г. Санкт-Петербурга, Вера Борисовна Казарина вместе со своими учениками выполнили уникальный проект: праздничное облачение на престол и жертвенник по эскизам, выполненным художественным руководителем студии «Артодокс», членом правления ассоциации создателей православных храмов и произведений сакрального искусства «Гильдия Храмоздателей», куратором выставочного пространства Феодоровского собора Санкт-Петербурга, дизайнером церковных облачений и художником-иконописцем Ярославом Стародубцевым. Предметы облачения выдержаны в мотивах орнаментов вышивок XVII века Московской Руси в современном авторском изложении.

На среднике престола изображена этимансия — Престол уготованный. В христианском богословии этот сюжет связан со вторым пришествием Иисуса Христа, Его царственным служением и является очень распространённым как в западной христианской, так и в русской иконографии. Средник выполнен на саржевом шелке ручной золотной прикрепной вышивкой двухпроцентным английским и пятипроцентным денисовским золотом, шелком в раскол и жемчужным низанием. На среднике жертвенника изображена гора Голгофа с крестом Спасителя. Распятие целиком выполнено из жемчуга и обрамлено шнуром.

Ранее студия «Артодокс» и мастерская «Покров» по индивидуальным эскизам Ярослава Стародубцева выполнили для нашего храма великопостное облачение на престол и жертвенник, украшенные распятием из серебряной басмы и жемчужными кистями, а также пелену для чтимой иконы праведного Прокопия Устюжского, выдержанную в традициях русской вышивки XVII столетия. При этом, пелена так же, как и напрестольные облачения, сочетает в себе авторское прочтение лучших образцов декоративно-прикладного искусства средневековой Руси.

Пелена под икону святого Прокопия уже стала знаковым произведением церковного искусства. «Подвесные пелены в храмовом пространстве. Традиция и современность» — так назывался доклад Веры Борисовны Казариной, выполнившей пелену, на ежегодной конференции в рамках Рождественских чтений по проблемам современного церковного искусства (секция «Древняя икона в современном мире»). «Работа над пеленой под образ святого Прокопия Устюжского для храма Малое Вознесение интересна тем, что она воссоздает атмосферу XVII века, прекрасно вписываясь в храмовый интерьер, а в цветовом отношении она поддерживает образ преподобного, под который и создавалось произведение. На мягком шероховатом серовато-голубом шелке шнурами охристого хлопка в смеси с винтажными латунными нитями, вышит цветочный орнамент, навеянный московскими росписями храмов XVII века. Неяркость тонов, некоторая даже стертость красок, придает пелене патину старины, так что даже и не верится, что она выполнена современниками, кажется, что она пришла из далекого прошлого. Произведение создано простыми техническими приемами — шитье шнурами и пасмами ниток вприкреп, и эта простота подчеркивает художественную выразительность всей композиции. Важно то, что это небольшое произведение выполнялось не копийно, а являет собой самостоятельное творчество Ярослава Стародубцева, его дизайна, поддержанное тонким пониманием материала и его возможностей мастерской «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии», — поделилась с нами своими мыслями о работе Вера Борисовна.

Все работы выполнены из натуральных материалов вручную мастерами, которые являются одними из лучших в России.

Таким образом, тщанием многих жертвователей, имена которых постоянно поминаются за богослужениями в Малом Вознесении, храму постепенно возвращается его историческое благолепие. Внутреннее убранство наполняется предметами церковного интерьера, которые сразу становятся образцами современного христианского искусства и вызывают большой интерес в искусствоведческом сообществе.