на большой никитской улице в москве
Русская православная церковь • Московская городская епархия • центральное викариатство • центральное благочиние

Преподобный Пахомий Великий

11.06.19

День памяти — 28 мая (по нов. ст.)

Иногда на дороге его окружали демоны подобно почётной страже и громко кричали: «Освободите дорогу для человека Божия!»

Ему были открыты Богом помыслы каждого

Будущий основатель общежи­тельного монашества родился в Верхнем Египте, к северу от Фив, в языческой семье. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был взят в армию императора Кон­стантина. По окончании войны воины оказались в тюрьме г. Эсне, которую посетили христиане, утешая пленников и предлагая им пищу. Поддержка арестованных, оказанная ради Бога людьми не­известными, глубоко тронула душу юноши. Пораженный милосерди­ем христиан, он дал обет вернос­ти Христу и около 312 года принял крещение. Совершенствуясь в духовной жизни, Пахомий про­вел три года под руководством отшельника Паламона, а затем поселился в Тавенне (Фиваида).

Однажды во время молитвы подвижник услышал голос: «Пахо­мий, Пахомий, подвизайся и оставайся на этом месте; построй себе обитель и множество людей придут к тебе, чтобы стать мона­хами и получат они пользу душам своим». Пахомий сообщил об этом откровении своему наставнику, авве Паламону, и они вместе по­строили небольшую обитель. За­тем Паламон вернулся в место своих прежних подвигов, предска­зав близость своей смерти и сла­ву монастыря Пахомия.

Пахомий в это время был уже совершенным подвижником. Поэтому и искушения бывали у него очень сильные, но своею молитвою и терпением он всегда успевал отражать самые страшные козни врага.

Вот что случалось с ним. Иногда, когда он хотел преклонить колена для молитвы, пред ним, по действию демонов, являлась как бы яма; но Пахомий безбоязненно молился. Иногда на дороге окружали его демоны подобно почетной страже и громко кричали: «Освободите дорогу для человека Божия».

Диавол очень желал внушить Пахомию тщеславие и гордость; но он был совершенно нечувствителен к этому искушению. То вдруг диавол делал, что келия Пахомиева тряслась и колебалась, как будто готова была упасть; но Пахомий нисколько не смущался этим и с глубочайшим спокойствием повторял слова псалма: «Бог нам — прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Поэтому не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей» (Пс.45:2–3).

Однажды демоны являлись Пахомию в виде работников, усердно старавшихся сдвинуть камень с места при помощи канатов, но – без успеха. Молитва Пахомия заставила их исчезнуть. Много раз, когда Пахомий садился есть скудную пищу, бесы являлись ему в виде нагих женщин; но Пахомий закрывал глаза и отвращал от видения сердце и – демоны исчезали. Борьба с темными силами ада требовала от Пахомия большего напряжения всех сил и иногда очень его утомляла. Однажды Господь послал ему нового утешителя в лице инока Аполлона. Пришедши к Пахомию, этот благочестивый, опытный и добрый инок решительно сказал ему:

– Будь мужественен Пахомий: не бойся никакого действия со стороны духов, ибо помощь Божия даст тебе победу над ними.

Этот старец остался с Пахомием к великому утешению для обоих. Впрочем, старец Аполлон скоро скончался. Однажды, когда Пахомий собирал тростник для своего рукоделия, ангел Господень явился и сказал 3ему: «Пахомий, Пахомий, Пахомий! Воля Божия – чтобы ты служил роду человеческому и воссоединял людей с Богом». Когда ангел Господень удалился, Пахомий остался и смотрел вслед его, говоря: «Это – дело Господне». Собрав немного тростника, он пошел в свое обиталище.

Около 325 года стали прихо­дить к нему первые ученики, и для утверждения их в добродетели Пахомий наложил на них некото­рые правила. Слава о благочес­тии и мудрости Пахомия стала распространяться по Египту, чис­ло ищущих иноческой жизни быс­тро возрастало, и уже в 329 году был построен монастырь в Пабау.

Это было началом учреждения братства, состоящего из несколь­ких монастырей, объединенных одним наставником, общим уста­вом и правилами жизни. Между иноками монастыря никто не имел пресвитерского сана, и сам Пахо­мий по смирению не хотел при­нимать этот сан. Если же прихо­дили священники, имеющие же­лание стать монаха­ми, авва не отказы­вал им в приеме.

Все в монастырях Пахомия было общим.. Все свободное от работы время посвящалось изучению Священ­ного Писания и размышлению о нем, поэтому праздных разгово­ров не могло быть среди брат­ства, и любая взаимная беседа служила к назида­нию друг друга мыс­лями и словами Библии.

Монас­тыри имели биб­лиотеки и скриптории, в которых обычно переписчи­ки по указанию на­чальники списывали книги, необ­ходимые для духовной жизни. Иноки соединяли с духовными упражнениями физический труд: земледелие, плетение корзин, ткание рогож и одеял. В Тавении трудились кузнецы и плотники, красильщики и дубильщики кож, сапожники и садовники. В трех монастырях (Тавении, Пабау, Пахнум) были пекарни.

Всего Пахомий учредил 11 монастырей — 9 мужских и 2 жен­ских, в которых спасалось более 1000 иноков. Братья жили по од­ному уставу и находились под единым руководством. Пахомий, будучи главой всех монастырей, посещал каждую обитель в тече­ние года, давал наставления, под­креплял слабых и поддерживал всех, ибо ему были открыты Бо­гом состояние души и помыслы каждого.

Преподобный Пахомий особенно часто ходил в Тавенниси. Во время этих посещений он не оставлял своего обычного ручного труда. По распоряжению аввы Феодора, здесь употребляли особенный способ плетения рогож: веревки не следовало сильно стягивать; в этом случае и труда было меньше, и рогожи выходили лучше. Когда Пахомий плел здесь свою рогожу, один мальчик, живший в монастыре, исполнявший в эту седмицу свою череду на этом послушании, откровенно заметил ему, что он не так плетет, как распорядился авва Феодор. Пахомий с кроткою радостью выслушал замечание отрока и просил научить его, как именно следует работать. Мальчик показал Пахомию, как у них работают. Авва Пахомий тотчас же стал именно так плести рогожу.

Смирение Пахомия было чрезвычайно велико, хотя и совершал он необыкновенные подвиги, хотя и воздавали ему величайшую честь и иноки, и миряне, и даже епископы, иногда присылавшие к нему монахов, чтобы он произнес над ними свой суд. Святой Пахомий боялся осуждать других даже в мыслях. Сподобляясь неоднократно видений и откровений от Бога, он говорил о них братиям тогда, когда от своего рассказа ожидал нравственной пользы для братии.

Однажды братия просили его рассказать какое-нибудь из его видений. Замечателен ответ его. Не желая говорить о бывших ему видениях, с целью предостеречь от превозношения тех иноков, которых Господь сподоблял особенных духовных дарований, святой Пахомий сказал: «Тот, кто исполнен грехов, не получит благодати духовных видений. Но если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого – вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого».

Неожиданный дар от начальника города

Случился однажды в монастыре недостаток в пшенице. Это очень огорчало и озабочивало иноков. Желая уничтожить их опасения за ближайшее будущее, Пахомий указывал им на два прекрасные ковра, пожертвованные одним добрым человеком: в крайнем случае их можно продать и вырученные деньги расходовать на покупку пшеницы.

Целую ночь Пахомий провел в горячей молитве.

На другой день утром постучался в ворота монастыря начальник одного

города. Когда привратник отпер ему, он сказал, что дал обет отдать нуждающимся известное количество хлеба, и что в эту ночь он узнал во сне, что именно братия этого монастыря нуждаются в хлебе; пусть кто-нибудь примет привезенный им хлеб. Когда об этом сообщили самому Пахомию, он очень обрадовался и сказал начальнику города, что они действительно нуждаются в хлебе, но им нужна отсрочка в уплате денег. Добрый христианин сказал: «Я не за деньги привез это, но ради того, что вы — люди Божии. Пошли же братий внести это».

Пахомий, искренно благодарный доброму человеку, оказавшему помощь обители во время крайней нужды, дал ему в благословение монастырского хлеба и овощей. Начальник города с радостью принял это и ушел довольный тем, что оказал помощь рабам Божиим. Братия удивились и обрадовались неожиданному дару монахолюбивого начальника.

Видение о монашестве

Слава святого Пахомия распространилась по всему христианскому миру, и желание всту­пить под его руководство приво­дило в Фиваиду людей не только из Египта, но и из других стран Запада и Востока.

В последние годы своей жизни святой Пахомий имел видение относительно судьбы иночества. Однажды, затворившись в своей келии, Пахомий молился с одиннадцатого часа (по нашему: с пятого часа вечера) до полуночи. Вдруг яркий свет осиял его комнату. Он слышит голос: «Поколение, которое будет следовать за тобою, будет проводить такую жизнь, которая будет угодна Богу, как в эти дни».

Потом ему было открыто, как широко распространятся монастыри. Но вот в восхищении он видит какой-то очень глубокий, крутой и мрачный ров. В этом рву ходили в бесчисленном количестве иноки, не различая один другого и наталкиваясь друг на друга. Некоторые делали страшные усилия, чтобы выйти из этого рва. Одни из них успевали достигнуть до половины глубины, но потом стремглав падали. Многие жалостно взывали о сострадании. Некоторым удавалось наконец достигнуть до самой верхней точки этой бездны – до самого отверстия, откуда свет освещал для Пахомия этот страшный мрак; великую хвалу воздавали они тогда Богу. Придя в себя, Пахомий понял, что в этом видении ему открыто будущее состояние душ иноков, которые худо ведут себя – по своей ли небрежности или по вине худых руководителей. Пахомий с великою скорбью взывал к Богу, прося Его милости к монастырям и монахам. Он почти отчаивался за них. В ответ на свои вопли к Богу он услышал Голос: «Пахомий, не забывай, что ты — человек: все зависит от Моего милосердия».

Простершись на земле, Пахомий молил Бога о милосердии к нему. Тогда он был утешен явлением самого Христа Спасителя в виде человека молодых лет, неизреченной красоты, с терновым венцом на главе. Христос открыл ему, что его ученики будут взирать на него как на светильник, от которого им и можно заимствовать свет для себя. Их поведение будет согласно с правилами. Их внутреннее настроение будет доброе. Им будут подражать последующие иноки. Но настанет время, когда вера ослабеет и пороки усилятся. Нерадение и пристрастие к чувственным благам будут отличать иноков того времени. Духовный мрак усилится. Они будут бороться друг с другом за обладание мирскими благами. Истинных подвижников будет очень мало. Они не будут иметь руководителей. Сами себя они должны будут возбуждать к деланию добра, к удалению от зла. Конечно, их подвиги будут иметь мало цены по сравнению с подвигами первых монахов. Однако они получат награду наравне с первыми, потому что им придется немало страдать от тяжелых для иноков условий современной им жизни. Пахомий был очень рад, когда ему было открыто все это. Много дней он оставался без пищи. На другой день, когда братия собирались на молитву, авва пошел вместе с ними в церковь. Здесь, после молитвы, он провел трогательную беседу с собравшимися иноками.

Монастыри стали центрами культуры и грамотности

Какое же значение имели мо­настыри Пахомия Великого для соприкасавшихся с ними людей? Образ жизни монахов, требую­щий отречения от своей воли, собственности, брака и воспитывающий любовь к Богу и ближ­ним, образовал из себя спаси­тельный контраст против окружающей действительности. Мона­шество призывало всех к покая­нию и исправлению, что несом­ненно вело к улучшению нрав­ственного климата в Египте и спо­собствовало победе над языче­ством. Требование Пахомием умения читать и писать, изучение Священного Писания привело к тому, что вскоре монастыри ста­ли центрами культуры и распро­странения грамотности. В стенах монастырей зародилась и ориги­нальная коптская литература. Письма, послания и проповеди Пахомия, насыщенные цитатами из Священного Писания, помога­ли направить жизнь на путь спа­сения и святости. Но наибольший след в исто­рии оставили правила святого Пахомия. Их влияние мы находим во многих монастырских уставах Западной Европы, Византии и христианского Востока. Многие традиции и основные идеалы Пахомиева иночества нашли свое продолже­ние не только в монастырях Византии и Древней Руси, но и Си­рии, Армении, Эфиопии и Егип­та. Основные принципы — отре­чение от мира, смирение, послу­шание, нестяжательность, без­брачие — стали каноническими, и теперь без них невозможно представить жизнь современно­го монашества.

Источники: 1) http://www.vob.ru/public/vrn/obraz/2/ivanova.htm 2) свт. Димитрия Ростовского (в сокращении): https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/414

Просим молитв о тех, кто готовил  материалы раздела «Что почитать»>>