Галерея имен
Святой благоверный Царь Феодор Иоаннович
Патриарх Филарет (Романов)
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова
Князь Петр Андреевич Вяземский
Святитель Иннокентий Митрополит Московский
Святитель Николай Японский
Протоиерей Гавриил Сретенский
Протоиерей Алексий Горский
Митрополит Трифон (Туркестанов)
Протоиерей Павел Левашев
Епископ Василий (Родзянко)
Протоиерей Геннадий Огрызков
Иерей Димитрий Румянцев
Протоиерей Василий Строганов
Святой благоверный Царь Феодор Иоаннович
Сын Царя Иоанна IV Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой Феодор родился в 1557 году. 31 мая 1584 г. ,в день Вознесения Господня, он венчался на царство. По мнению А.Ф. Малиновского, Феодором Иоанновичем в память этого события на Никитской улице и был возведен каменный двухшатровый храм в честь Вознесения Господня на месте деревянной Вознесенской церкви, впервые упомянутой в летописях под 1548 годом. По свидетельству кн. И.М. Катырева-Ростовского, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения, и одно служило украшением другому». Ему вторит и весьма критичный по отношению к современникам дьяк Иван Тимофеев: «…он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования, не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением – днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».
Установление гражданского мира в обществе способствовало подъему хозяйственной жизни, преодолению экономического кризиса 1580-х гг., связанного с неудачами Ливонской войны. В результате победоносной войны со Швецией (1590-1595) – при этом Царь лично участвовал в боевых действиях, — Россия укрепилась на Балтике, вернув часть побережья с городами Ям, Копорье, Иван-город и Корела.
В 1584-86 гг. был отстроен город-порт Архангельск, ставший северными торговыми воротами России. Продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Обдорск (Салехард), Сургут и Тара на р. Иртыш, Тюмень и Тобольск – плацдарм для дальнейшего продвижения на восток. На южных рубежах заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж, основаны Саратов и Царицын. Создан мощный заслон против степняков – города засечной черты Елец, Ливны, Кромы, Курск, Белгород, Оскол, Севск. В Астрахани был сооружен белокаменный Кремль. Город Смоленск был окружен мощными каменными стенами.
Начался процесс сближения с Православной Грузией. В июле 1591 г. заступничеством Божией Матери и молитвенным предстоянием Царя было отражено последнее в истории России столь масштабное нападение татар (войско Казы-Гирея), памятником чему стал Донской монастырь. Именно в это время в Москве были возведены стены Белого города и Земляного города.
Крупнейшим событием в жизни РПЦ стало учреждение Патриаршества в 1589 г. Первым Патриархом по желанию Государя стал свт. Иов.
Таким образом 14 лет правления Государя стали периодом великих свершений России. Царь вывел страну из кризиса, сплотил народ вокруг трона, поднял престиж Русского государства, вернул утраченные земли, расширил международные связи и присоединил новые огромные территории. Его кончина последовала 7 января 1598 г. Почитание Царя началось вскоре после его смерти.
Патриарх Филарет (Романов)
Выдающийся русский археограф А.Ф. Малиновский в своем «Историческом обозрении Москвы» называет Малое Вознесение домовой церковью Патриарха Филарета. Один из образованнейших людей своего времени, Феодор Никитич Романов de facto стал первым правителем России из Дома Романовых. Будущий Патриарх родился в 1552 г. и принадлежал к древнему боярскому роду Захарьиных-Юрьевых. Красивая, представительная внешность сочеталась у него с высокими душевными качествами. Еще в 1590-м г. будучи нижегородским, а затем псковским наместником, Феодор Никитич как дворовый воевода возглавил поход на Швецию, а после смерти своего двоюродного брата Феодора Иоанновича считался ближайшим законным претендентом на престол. Он подписался под избирательной грамотой Бориса Годунова, но это не спасло его от происков «годуновской» партии. По ложному доносу Феодор Никитич был арестован, в 1601 г. пострижен в монахи с именем Филарета и сослан в Антониев Сийский монастырь. Его жена, постриженная под именем Марфы, сослана в заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь Татиана заточены в Белоозере с теткой Анастасией Никитичной. Лжедмитрием I Филарет был возведен в сан Митрополита Ростовского, а Лжедмитрием II даже «наречен» Патриархом. Но, оставаясь сторонником законной власти монарха, Филарет претерпел восьмилетний польский плен, а после возвращения в Россию стал третьим в нашей истории Патриархом. Обуздав своеволие бояр и вельмож, Филарет много сделал для укрепления российской государственности в послесмутное время. Была проведена поземельная перепись с целью справедливого распределения податей, возобновились экономические и культурные отношения с Западом. Именно при Филарете оформилось то соотношение власти Царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной Державы правление «премудрой двоицы». Энергично отстаивая чистоту Православия, Патриарх обустраивал типографии, печатал богослужебные книги, открывал церковные школы, возобновил связи с Восточными Церквами, преследовал религиозное вольнодумство и нравственную распущенность. Именно в его правление оформился официальный взгляд на события Смутного времени как на результат отступления от веры предков. Отсюда и последовательная борьба с западным влиянием, губительным для России.
Патриарх Филарет почил 1 октября 1633 г. и погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова
6 января 1810 г. в Малом Вознесении состоялось отпевание прихожанки храма кн. Е.Р. Дашковой, почившей 4 января.
Статс-дама и кавалер ордена Св. вмц. Екатерины Большого креста, директор Императорской (Петербургской) Академии наук и художеств, президент Императорской Российской Академии, член Стокгольмской, Берлинской, Эрлангенской Академий, Филадельфского философического общества, Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств, почетный член Московского Университета, кн. Дашкова была первой женщиной не царского происхождения – государственным деятелем, первой в мире женщиной, возглавившей Академию наук и до сих пор остается единственной женщиной, возглавлявшей Российскую Академию наук.
Для нас кн. Дашкова и сегодня является ярчайшим примером человека, в котором органично сочетались научная деятельность с глубокой религиозностью. Не случайно, став президентом Российской Академии, Дашкова незамедлительно организовала издание первого полного собрания сочинений М.В. Ломоносова с его биографией. Не случайно Ломоносов и Дашкова особо почитали одного и того же святого, ставшего для обоих жизненным идеалом, — свт. Димитрия Ростовского, великого ученого и великого святителя. Известно, что именно Ломоносов написал вирши, прославлявшие свт. Димитрия, которые украсили серебряную раку святого. Кн. Дашкова, в свою очередь, не раз бывала у мощей свт. Димитрия в Спасо-Иаковлевском монастыре г. Ростова Великого (кстати, по возвращении из каждого путешествия, невзирая на усталость и сильные боли в ногах, она не входила в дом, не посетив церковь, где выслушивала благодарственный молебен).
Вот почему так дорога нам память о великой дочери России. Отрадно, что эта память продолжает жить в наши дни. Её имя носит Московский гуманитарный институт. В 1993 г. в Москве и С. Петербурге торжественно отмечалось 250–летие княгини Дашковой. Для систематического изучения жизненного пути и государственной деятельности княгини в 1994 г. создано Дашковское общество, проводятся ежегодные Дашковские чтения.
В средней школе № 1 г. Кремёнки Жуковского района Калужской области 28 марта 1998 г. открыт мемориальный музей Е.Р. Дашковой.
По инициативе Московского гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой в храме Святой Живоначальной Троицы в селе Троицком Калужской губернии, где погребена княгиня Дашкова, было восстановлено надгробие.
С 1999 г. Московским гуманитарным институтом им. Е.Р. Дашковой и Национальным комитетом кавалеров Русских Императорских орденов учреждена медаль княгини Е.Р. Дашковой «За служение Свободе и Просвещению». Медаль включена в Банк-Регистр Совета по общественным наградам ООН (UNCOPA).
В память о великих заслугах перед Отечеством приглашаем принять участие в панихиде по Екатерине Романовне Дашковой, которая проходит в Малом Вознесении ежегодно 16 января н.ст.
Князь Петр Андреевич Вяземский
В 1822 г. близ Малого Вознесения, в Б. Чернышевском пер. (ныне Вознесенский пер., д. №№ 9, 11) поселился кн. П.А. Вяземский, став сначала прихожанином, а затем и старостой Малого Вознесения.
Кн. Петр Андреевич Вяземский родился 12 июля 1792 г. в Москве, в семье кн. Андрея Ивановича Вяземского. Его мать была ирландкой, в жилах отца текла шведская кровь. Среди предков Петра Андреевича были воеводы, государственные деятели и святые подвижники (основатель Вознесенской пустыни прп. Давид Серпуховской). В честь рождения Петра отец приобрел подмосковное село Остафьево, которое впоследствии стало одним из средоточий культурной жизни России нач. XIX в.
Наследник большого состояния, прекрасно образованный юноша мог позволить себе вольный образ жизни и занятия литературой в свое удовольствие. Вторым отцом для молодого Вяземского стал его зять – великий русский историк Н.М. Карамзин.
С началом Отечественный войны 1812 г. князь вступил в Московское ополчение, участвовал в Бородинском сражении и спас на поле боя раненого генерала А.Н. Бахметева, за что был награжден орденом Св. Владимира. В 1817 г. Вяземский получил место чиновника для иностранной переписки в канцелярии гр. Н.Н. Новосильцева, личного представителя Императора Александра I в Варшаве, участвовал в составлении проекта Конституции для России. Он не скрывал своих либеральных убеждений. Когда в 1820 г. он подал Александру I записку об освобождении крестьян, его отстранили от службы. Лишь в 1829 г. благодаря хлопотам друга и однополчанина В.А. Жуковского, а также Вел. кн. Константина Павловича Вяземский, покаявшись перед Императором Николаем I, получил место чиновника особых поручений при министерстве финансов и занимал эту должность до 1846 г. Князь жил в Москве, Санкт-Петербурге и в подмосковном имении Остафьево. Путешествовал по Европе, в 1855-58 гг. состоял товарищем Министра народного просвещения, а в1856-58 гг. возглавлял Главное управление цензуры. П.А. Вяземский оставил заметный след в русской литературе. Он был одним из ближайших литературных друзей А.С. Пушкина. Его произведения, написанные после европейских революций 1848 г., проникнуты консервативно-монархическими настроениями. В последние годы жизни он достиг высокого общественного положения – стал сенатором и членом Госсовета, имел свободный доступ в домашний круг Александра II. В 1868 г. он написал стихи на рождение будущего Императора Николая II.
Жизнь поэта не была безоблачной. В 10-летнем возрасте Вяземский потерял мать, через 5 лет – отца. Один за другим умерли почти все его дети: 4 сына и 3 дочери. Из 8 детей лишь один сын Павел (1820-1888) пережил отца. Крайне тяжело поэт переносил утрату сподвижников: Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.И. Дмитриева, И.А. Крылова, Е.А. Боратынского, Н.М. Языкова, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, М.П. Погодина. С 1863 г. Вяземский подолгу жил за границей и скончался в Баден-Бадене 10 ноября 1878 г.
Святитель Иннокентий Митрополит Московский
Известно, что на активное участие настоятеля Малого Вознесения прот. Гавриила Сретенского в деятельности Японской Православной Духовной Миссии благословил Митрополит Московский Иннокентий. Более того, святитель часто встречался с о. Гавриилом, расспрашивая о ходе дела и радуясь достижениям Миссии. Сам выдающийся миссионер, владыка прекрасно понимал значимость задуманного предприятия.
Святитель Иннокентий, в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов родился 26 августа 1797 г. в Иркутской губ., в семье сельского пономаря. Окончив Иркутскую семинарию, он принял сан и после 14-ти трудных месяцев пути со всей своей семьей добрался до главного острова Алеутского архипелага. Он изучил местный язык, нравы и обычаи коренного населения, построил православный храм, разработал алеутскую письменность и перевел на алеутский язык катехизис, Евангелие от Матфея и важнейшие молитвы. Позднее о. Иоанн служил и проповедовал на о. Ситка – центре наших владений в Америке. Крещение от о. Иоанна принимали даже местные шаманы! Кроме миссионерских трудов о. Иоанн исследовал климат и ландшафтные особенности каждой местности, образ жизни, нравы, характер, верования, фольклор коренного населения. Впоследствии его капитальные научные труды, в частности, в области этнографии и лингвистики, получили мировое признание. Святитель Филарет Московский, узнав ближе о. Иоанна, говорил, что в нем есть что-то апостольское, и всегда оказывал ему свое покровительство. Он же убедил о. Иоанна принять монашество после тяжело пережитой смерти супруги. 29 ноября 1840 г. свт. Филарет совершил пострижение о. Иоанна с именем Иннокентий в честь свт. Иннокентия Иркутского, а уже 15 декабря 1840 г. состоялась хиротония во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.
В 1842 г. еп. Иннокентий предпринял путешествие по всему камчатскому краю: более 5-ти тысяч верст пешком и на собачьих упряжках при жесточайших морозах! Поселившись в Благовещенске, владыка беспрерывно совершал плавания по Амуру, построил более 30-ти храмов в Приамурье. За 27 лет епископства святитель объездил всю Восточную Сибирь. Так, в 1859 г. в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Владыка сам служил молебен и читал Евангелие. Потрясенные якуты просили епископа, чтобы этот день навсегда стал праздничным.
Свт. Иннокентию нет равных ни по протяженности географических территорий, охваченных его проповедью, ни по количеству просвещенных им народов. Он обратил во Христову веру алеутов, колошей, кадьяков, эскимосов, чукчей, камчадалов, курильцев, коряков, тунгусов, маньчжуров, китайцев, якутов и мн. др. Делу просвещения святитель отдал 45 лет, совершив поистине апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Он крестил десятки тысяч людских душ, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни.
Промыслом Божиим один из величайших миссионеров в истории христианства стал преемником свт. Филарета на Московской кафедре. Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, построена ц. Покрова Пресвятой Богородицы в МДА. Многое из своего духовного опыта святитель передал архимандриту Николаю (Касаткину) – главе Японской Православной Духовной Миссии.
Святитель Николай Японский
Как известно, в 1880-е гг. в храме Малое Вознесение неоднократно служил святой равноапостольный Николай Японский. В это время настоятель храма о. Гавриил Сретенский являлся главным помощником «апостола Японии».
Свт. Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин) родился в 1836 г. на Смоленщине в семье диакона. Окончив Смоленскую Духовную семинарию, он, по принятии пострига отправился в 1861 г. в Японию на должность настоятеля церкви при русском консульстве. На пути в Японию о. Николай в Николаевске-на-Амуре встретился со свт. Иннокентием, просветителем Сибири, который благословил его на предстоящие труды. Видя бедную рясу иеромонаха, еп. Иннокентий купил хороший бархат и сам сшил рясу для о. Николая.
Молодому миссионеру пришлось самостоятельно изучать японский язык, культуру, нравы и быт японского народа. На кабинетные занятия ушло 8 лет (он занимался по 14 ч. в сутки). Первым японцем, обращенным в Православие, стал в 1868 г. самурай, пришедший в дом о. Николая, чтобы убить его, т. к. считал, что христианство – средство для порабощения Японии. Вскоре самурай стал священником, символично приняв имя Павел.
О. Николай перевел на японский язык Св. Писание, основал Духовную семинарию и начальные школы. В 1891 г. в Токио был освящен кафедральный Воскресенский собор, называемый японцами Николай-до.
Деятельность владыки Николая (хиротонисан во епископа Ревельского в 1880 г., с 1906 г. – архиепископ) была сопряжена со многими скорбями. Святителя травили с двух сторон: японцы – как русского политического агента, шпиона и агитатора; русские – как деятеля, сообщающего Японии о России то, чего ей не нужно знать.
Во время Русско-Японской войны владыка остался со своей паствой в Японии, но в общественных богослужениях не участвовал, т. к. японские христиане молились о победе своей страны над Россией. Деятельность владыки в это время была крайне высоко оценена не только в Японии, но и в России. Редкие такт и мудрость, проявленные владыкой, еще более повысили его престиж в глазах японского общества, когда война кончилась. Этот престиж расчистил пути к русско-японскому сближению, которое продолжалось до 1917 г. Хорошо известно теплое и сочувственное письмо Императора Николая II Николаю Японскому.
Японоведческие труды свт. Николая были в значительной степени новаторскими, владыка явился первооткрывателем ряда сфер японской культуры, т. к. во втор. пол. XIX в. Япония была мало известна российскому читателю. «Японская история и вся японская литература – совершенно непочатые сокровища, стоит лишь черпать целыми пригоршнями, все будет ново, интересно…» — писал иеромонах Николай свт. Иннокентию.
Но главный итог жизни святителя – создание новой Поместной Церкви. В нач. XX в., по словам посетившего Японию прот. Иоанна Восторгова, «не было человека в Японии, после Императора, который пользовался бы в стране такой известностью».
Блаженная кончина Николая Японского последовала 3 февраля 1912 г. К этому времени в Японии было около 270 приходов, а общее число православных верующих достигло 34 тыс. человек. Японский Император Мэйдзи лично разрешил похоронить святителя в пределах г. Токио, на кладбище Янака.
10 апреля 1970 г. свт. Николай за свои равноапостольные труды был причислен к лику святых.
Протоиерей Гавриил Сретенский
Прот. Гавриил (Гавриил Григорьевич Сретенский, 1827-1890), бывший настоятелем Малого Вознесения с 1873 по 1890-е гг., много сделал для обустройства древнего храма: реконструировал Прокопьевский придел, выстроил дом причта (Вознесенский пер., 4), украсил интерьер храма новыми иконами, организовал один из лучших хоров, составленный из синодальных певчих.
О. Гавриил родился в Московской губ., в семье диакона. Закончив в 1848 г. Вифанскую духовную семинарию, он начал служение диаконом в Казанском соборе. О. Гавриил вошел в историю как верный помощник свт. Николая Японского. Когда приехавший в Москву святитель начал искать помощников, Митрополит Московский Иннокентий по рекомендации замечательного гомилета прот. Амвросия Ключарева (впоследствии Архиепископ Харьковский) благословил о. Гавриила в помощь «апостолу Японии». Уверенный в святости порученного дела, о. Гавриил начал активно распространять сведения о Японии. Статьи, охотно печатаемые М.Н. Катковым, разъясняют россиянам всю важность православной миссии в Японии. В результате потекли пожертвования. В своих письмах свт. Николай Японский неоднократно писал: «Мы благодаря Вам, Гавриил Григорьевич, стали на твердые ноги…» Радовался успеху миссии и свт. Иннокентий Московский, который рукоположил диакона Гавриила в сан священника. До самой кончины о. Гавриил усердно помогал свт. Николаю Японскому. Даже за месяц до кончины в письме к свт. Николаю он дает совет по устройству звона при богослужениях в Японии.
Одновременно о. Гавриил становится активным членом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), знакомится с его председателем Вел. Кн. Сергием Александровичем. Благодаря о. Гавриилу храм Малое Вознесение стал центром в Москве, где можно было узнать о Святой Земле, получить помощь для паломничества в Иерусалим. В 4-х этажном доме причта в домашней обстановке встречались у о. Гавриила историки, археологи, духовенство, меценаты – подлинная элита русского общества того времени.
За два года до кончины о. Гавриил посетил Св. Землю и принес безкровную жертву на Гробе Господнем. И сегодня на мемориальной доске деятелей ИППО на Александровском подворье в Иерусалиме золотом выбиты слова «Протоиерей Гавриил Григорьевич Сретенский».
Протоиерей Алексий Горский
В 1899 г. настоятелем храма Малое Вознесение был определен прот. Алексий Горский с утверждением его в должности духовника для священноцерковнослужителей Никитского благочиния.
Прот. Алексий Сампсонович Горский (1849-1912) родился в Московской губ. в семье священника, в 1876 г. окончил МДА и был определен преподавателем общей и русской истории в Благовещенскую Духовную семинарию. В 1889 г. резолюцией Митрополита Московского Иоанникия он был определен священником в с. Троицкое-Кайнарджи (Троицкий храм здесь был построен владельцем села великим русским полководцем П.А. Румянцевым-Задунайским в честь победы России в Первой Русско-Турецкой войне). Здесь о. Алексий прослужил 10 лет.
С 1893 по 1899 гг. батюшка являлся настоятелем Коломенского Успенского собора. Именно при нем была завершена полная реставрация уникального храма, выстроенного в 1682 г. на месте собора XIV в., «подарившего» нам Донскую икону Божией Матери. Интересно, что одним из настоятелей собора – предшественников о. Алексия был прот. Михаил Дроздов, отец великого святителя Филарета.
Прот. Алексий Горский скончался 22 августа 1912 г. и был погребен на Дорогомиловском кладбище (ныне на этом месте жилой массив по правой стороне Кутузовского проспекта в районе дома №26).
Сын прот. Алексия, Алексий Алексиевич Горский пошел по стопам отца. Рукоположенный в 1916 г., он был определен в храм Казанской иконы Божией Матери с. Полевщина (ныне Истринский р-н Московской обл.), где служил до 1931 г. Предположительно подвергся репрессиям и был заключен в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). Его дальнейшая судьба не известна.
Митрополит Трифон (Туркестанов)
В последние годы своей жизни в Малом Вознесении часто служил митрополит Трифон (Туркестанов, 1861-1934), автор акафиста «Слава Богу за все».
Вспомните эскиз к картине П.Д. Корина «Русь уходящая». В центре композиции – митрополит Трифон. Его взгляд устремлен вперед и ввысь. Что бы ни ждало Россию в будущем, Русь уходящая навсегда останется предстоять за нас пред Престолом Божиим…
Митрополит Трифон – в миру князь Борис Петрович Туркестанов – по отцу принадлежал к грузинскому княжескому роду. Его прапрадед кн. Борис (Баадур) Туркестанов переселился из Грузии в Россию при Имп. Петре I. Мать будущего святителя Варвара Александровна, урожденная Нарышкина, приходилась племянницей Маргарите Михайловне Тучковой – основательнице Спасо-Бородинского монастыря.
В детстве Борис часто болел и его мама молилась о здравии младенца в церкви Св. мч. Трифона в Напрудной слободе. Вскоре Борису, посетившему с матерью Оптину пустынь, прп. Амвросий Оптинский прозорливо предсказал архиерейство. В 1887 г. Борис стал насельником Оптиной. По благословению своего духовного наставника прп. Амвросия Оптинского он закончил МДС и МДА, став знатоком древнегреческого, латинского, французского, немецкого и английского языков, и был награжден золотым наперсным крестом за окормление заключенных. За 6 лет он прошел большой путь: от ректора Вифанской семинарии до епископа Дмитровского. Его хиротонию в 1901 г. возглавил митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик. Владыка поселился в Московском Богоявленском монастыре, где любил для простонародья совершать ранние Литургии, за что получил прозвание «кухаркин архиерей». Здесь его посещали св. прав. Иоанн Кронштадтский, прп. Варсонофий Оптинский и духовник владыки прп. Варнава Гефсиманский (еп. Трифон всегда уступал им служение, а сам молился в алтаре). Будучи замечательным благотворителем, владыка особое внимание уделял Марфо-Мариинской обители.
В начале Первой мировой войны епископ Трифон добровольно отправился в действующую армию. За геройство на войне он получил от Государя право носить панагию на Георгиевской ленте – уникальное признание заслуг Преосвященного Трифона.
Совершенно расстроив здоровье, владыка в 1918 г. ушел на покой и жил в Москве у родственников и духовных чад – это были годы лишений, скитальчества и молитвы. Многие годы духовной дружбы связывали владыку и старца Зосиму (в схиме Захарию), последнего духовника Троице-Сергиевой Лавры.
В 1931 г. митрополит Сергий (Страгородский) возвел архиеп. Трифона в сан митрополита. Блаженная кончина старца последовала 14 июня 1934 г. Владыку погребли на Немецком кладбище.
Интересно, что среди духовных чад владыки была и великая певица А.В. Нежданова, в честь которой в советские годы был переименован Брюсов переулок.
Протоиерей Павел Левашев
Предположительно с 1929 по 1937 годы в Вознесенском храме служил прот. Павел Никанорович Левашев (1866-1937). Он родился в г. Уржум Вятской губ. в семье псаломщика. Окончив семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию в 1890-м году, преподавал в духовных училищах. С 1902 г. он – священник церкви Св. вмч. Георгия при Генеральном и Главном штабах. Активно занимаясь проповеднической и миссионерской деятельностью, о. Павел тогда же вошел в число активистов Общества памяти о. Иоанна Кронштадтского, в котором с 1911 г. был товарищем председателя и пожизненным членом, готовил материалы к будущей канонизации св. прав. Иоанна Кронштадтского. Около этого времени о. Павел стал духовным чадом великого старца Алексия Зосимовского. Состоя с 1915 г. в Петроградском благотворительном обществе, он принимал участие в славянском движении, издавал большое количество печатных катехизических трудов. Батюшка имел множество церковных и общественных наград, в том числе золотой крест из кабинета Его Императорского Величества, неоднократно встречался с Царской семьей.
В 1918 г. о. Павел приехал в Москву вместе с семьей и до 1929 г. был настоятелем храма Св. вмч. Никиты в Никитском женском монастыре. Когда в 1928 г. в Сергиевом Посаде скончался старец Алексий Зосимовский, гроб с телом почившего нес прот. Павел.
Новая власть не могла простить священнику ни его членства в старейшей в России патриотической организации – Русском Монархическом Собрании, — ни его знакомства с Царской семьей. А слова священника «Спасение русского народа и Православной Церкви я вижу только в возрождении в России монархии…» предопределили его восхождение на Голгофу. 10 декабря 1937 г. о. Павел был арестован у себя дома в Б. Кисловском пер. и препровожден в Таганскую тюрьму, где в последующие дни подвергался допросам «с пристрастием». 22 декабря по решению тройки НКВД священник был расстрелян на Бутовском полигоне.
Епископ Василий (Родзянко)
С 1997 по 1999 гг. в храме Малое Вознесение служил епископ Василий (Родзянко).
Владимир Михайлович Родзянко родился 22 мая 1915 г. Его дед М.В. Родзянко был председателем 3-й и 4-й Государственной Думы Российской Империи. В 1920 г. дед и отец со своими семьями вынуждены были, покинув родину, поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия). К 1937 г. окончив гимназию и богословский факультет Белградского Университета, Владимир сочетался браком с дочерью священника Марией Калюбаевой. С юных лет он отличался глубоко религиозным мировосприятием. Еще будучи студентом, Владимир активно участвовал в переговорах о примирении между двумя виднейшими иерархами РПЦ, оказавшимися за границей: Митрополитом Антонием (Храповицким) и Митрополитом Евлогием (Георгиевским). Стремление жить жизнью Церкви закономерно привело Владимира к принятию сана. 30 марта 1941 г. в Белграде Патриарх Сербский Гавриил рукоположил его в иерея и назначил на сербский приход при средней школе в Нови-Саде. В годы Второй Мировой войны о. Владимир принимал участие в сербском сопротивлении. В 1949 г. он был арестован правительством И. Броз Тито и приговорен к 8 годам заключения, но через 2 года был освобожден из лагеря и выслан во Францию.
С 1952 г. в течение 26 лет о. Владимир вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию. Выступления с проповедями на радио он сочетал с преподаванием в Оксфордском Университете и Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже. После смерти жены принял постриг в честь Василия Великого с желанием отправиться на Афон, но получил приглашение стать викарием предстоятеля Православной Церкви в Америке и 12 января 1980 г. был хиротонисан во епископа Вашингтонского. В 1984 г. за непримиримую борьбу с обновленчеством владыка был отправлен на покой. После 1986 г. еп. Василий приезжал в Россию по нескольку раз в год; полгода прожил в Троице-Сергиевой Лавре, читая лекции по апологетике в МДА, а в1998 г. стал деканом богословско-философского факультета Университета Натальи Нестеровой.
Его учителями и наставниками были великие подвижники XX в. – свт. Иоанн (Максимович), предсказавший юному Владимиру будущее архиерейство; архим. Иустин (Попович) и митрополит Николай (Велимирович), глава Русской Зарубежной Церкви и дальний родственник владыки митрополит Антоний (Храповицкий) и свт. Нестор Камчатский, крестивший его сына. О свт. Иоанне Шанхайском владыка вспоминал: «Он сумел показать мне тот рай, в котором мы были и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь». Владыка был священником от Бога, Евхаристия была стержнем всей его жизни, а проповедь Христа – необходимостью. Известен случай, когда владыка, читавший курс лекций по Православию группе протестантов, после двух лет занятий присоединил к Православной Церкви более 3000 человек. Господь судил владыке стать «человеком мира», но, будучи сыном Православной Церкви, он всюду сеял семена просвещения, добра и любви.
Еп. Василий скончался 17 сентября 1999 г. в Вашингтоне, где и похоронен.
Протоиерей Геннадий Огрызков
Тяжелый крест возрождения храма Малое Вознесение после 50-ти лет запустения понес прот. Геннадий Огрызков (1948-1997), назначенный настоятелем храма в 1991 г.
Прот. Геннадий родился в г. Михайлове Рязанской обл. 31 мая 1948 г., за несколько дней до праздника Вознесения Господня. Очень рано мальчик начал ходить и говорить, в 2 года с удовольствием слушал «Бородино» Лермонтова, рано начал читать и рисовать. Бабушка Мария часто водила маленького Гену в храм, а придя домой, мальчик облачался в длинные одежды, ходил по комнатам и «кадил»: для начала 1950-х гг. такие игры были явно не типичны. Когда семья переехала в Москву, Гена поступил в изостудию, а после школы в Московский Архитектурный институт.
Геннадий рос вдумчивым и аккуратным, каждую книгу он не просто прочитывал, а прорабатывал, приучая себя к дисциплине мысли. Редко отступал от режима, распорядка дня, сочетая целеустремленность с доброжелательностью к окружающим.
В 1973 г., окончив институт, Геннадий женился и 10 лет работал в ЦНИИП жилища (где познакомился и подружился с Василием Строгановым). Внутренний духовный рост закономерно привел Геннадия к принятию сана. Поступив в МДС, он в декабре 1983 г. был рукоположен во священника и определен на служение в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.
С первых дней священства его любящая душа была открыта для каждого. Батюшка сердцем понял, что нынче люди прежде всего нуждаются не в обличении, не в поучении и вразумлении, а в утешении. Именно утешение было его главным делом. Сначала он утешал и согревал своей любовью, а уж потом научал, наставлял и даже обличал, если это было нужно. Но и обличение, растворенное любовью, действовало на человека не как режущий нож, а как врачующий елей. Как вспоминал позднее один из прихожан: «Исповедь ему была не столько признанием в собственных грехах, сколько совместным сокрушением о твоих грехах, а иногда, в силу нашей духовной окаменелости, именно его сокрушение о твоих грехах».
Воссоздание не только храма Малое Вознесение, но и прихода, молитвенной общины с 1991 г. стало главным послушанием прот. Геннадия. Прихожане свидетельствуют: его отличительными чертами были чрезвычайная скромность, доверие, уважение, даже благоговение перед чужой личностью и в то же время твердость в отстаивании того, что он считал необходимым.
Батюшка скоропостижно скончался 7 апреля 1997 г., в день Благовещения Пресвятой Богородицы (интересно, что в конце 1930-х гг. храм был закрыт в день Благовещения, а первая Литургия в возрожденном храме была совершена в день Благовещения 1992 г.).
Как сказал один из прихожан: «Он вмещал всех нас, а мы все – не могли вместить его одного. Потому он и ушел. И смертью своей стал помогать нам еще больше, чем жизнью». Так можно сказать только о святом. А другой прихожанин заметил: «Смерть для меня теперь – не только неизвестное место, где непонятно что меня ждет. Смерть для меня теперь – место, где ждет меня о. Геннадий. Любимый и родной человек. И в смерти моей для меня появилась цель – встреча с ним, нашим батюшкой…»
После отпевания, которое возглавил владыка Арсений Истринский, о. Геннадий был похоронен на Старом Люберецком кладбище. Сыновья о. Геннадия Сергий и Павел пошли вслед за отцом по пути служения Церкви.
Иерей Димитрий Румянцев
23 марта 2004 года иерей Димитрий Румянцев стал священником храма Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской улице – сначала временным, затем с 14 марта 2006 года – штатным.
Димитрий Вячеславович Румянцев родился 19 апреля 1965 года в Москве. В 1980 году по окончании восьми классов средней школы поступил в Московское театральное художественно-техническое училище, которое закончил со специальностью «мастер по свету». С 1984 по 1986 год проходил службу в рядах Советской Армии в Группе Советских войск в Германии. Затем работал в Государственном Концертном зале «Россия».
С 1989 года по благословению духовника нес послушание в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Клин Московской области.
В 1991-1997 годах учился в Санкт-Петербургских духовной семинарии и духовной академии, завершив образование со степенью кандидата богословия.
По окончании Академии был направлен в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 11 апреля 1998 года рукоположен архиепископом Истринским Арсением в сан диакона и служил в столичном храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине.
С 1999 по 2001 год отец Димитрий учился в аспирантуре Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата и по окончании обучения был приглашен на работу в Отдел его Председателем, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, будущим Патриархом Московским и всея Руси. 28 августа 2001 года в Смоленске, в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл рукоположил диакона Димитрия в сан иерея. Он был определен священником в московский храм Живоначальной Троицы в Хорошеве.
Год спустя, в соответствии с Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода отец Димитрий был направлен на пастырское служение в город Ставангер (Норвегия), а с апреля 2003 года окормлял православные общины в Финляндии, в городах Турку, Пори и Тампере. В конце 2004 года, в связи с ухудшением здоровья, был отозван в Россию.
Прихожане «Малого Вознесения», все, кому довелось общаться с отцом Димитрием в эти последние два года его жизни, помнят его как неутомимого труженика и молитвенника. Молодежь, с восторгом рассказывавшая о паломничестве под его руководством, его ученики в воскресной школе для взрослых и те, кто слышал его немногословные, удивительно искренние и проникновенные проповеди… Он был одним из достойнейших представителей русского священства нового поколения – прекрасно образованным, обладавшим глубокой внутренней культурой и – главное, сердцем, которое горело верой. Понимание того, насколько сильной и чистой была эта вера, давшая ему мужество до последнего дня превозмогать неизлечимый недуг, во всей полноте пришло уже после кончины отца Димитрия. И, по признанию многих, осознание этого помогает им жить и сейчас.
Иерей Димитрий Румянцев скончался 3 июля 2006 года. Погребен на Калитниковском кладбище в Москве, недалеко от церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На могиле стоит белый каменный крест, созданный прихожанином храма «Малое Вознесение» скульптором Борисом Чёрствым.
Протоиерей Василий Строганов
С 14 декабря 1998 г. и до своей кончины 12 октября 2014 г. настоятелем Малого Вознесения был митрофорный протоиерей Василий Строганов (1941-2014).
Василий Алексеевич Строганов родился в г. Уфе в семье служащих и был крещен в детстве. В 1959 г. он окончил московскую школу №2, а в 1966 г. – Институт восточных языков при МГУ. Более 10 лет он работал инженером, но в 1977 г. произошел решительный поворот в судьбе будущего священника: он перешел на церковную работу в редакцию «Журнала Московской Патриархии». После окончания МДС был рукоположен во диакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), а в период обучения в МДА в 1983 г. был хиротонисан во пресвитера архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым).
В 1984 г. о. Василий был определен штатным священником храма Воскресения Словущего на Успенском вражке, а в 1987 г. возведен в сан протоиерея. И наконец, церковь Малое Вознесение. Как вспоминают его близкие, «шестнадцать лет среди внешних бурь, нестроений, взрывов и провалов окружающего мира тихо и радостно жил приход, управляемый незаметной, но уверенной рукой настоятеля – кормчего». Мудрое евангельское слово проповеди о. Василия, сказанное из глубины знающего сердца, вело прихожан ко Христу, соборная молитва рождала покой и уверенность в будущем.
Преподаватель Московских Духовных школ, батюшка был одним из немногих специалистов по новозаветной библеистике в современной русской церковной науке. Его лекции по необходимости обнажали огромные знания и широкую эрудированность, которые он не показывал, скорее, наоборот, скрывал. Даже прослужившим с ним 10-15 лет клирикам не было известно, сколькими языками владел о. Василий. Когда однажды студенты спросили его, как звучит Св. Писание на вьетнамском языке, о. Василий свободно прочитал отрывок из Евангелия на вьетнамском с характерным, каким-то полугортанным произношением.
По глубине своего содержания, по чистоте и ясности формы проповеди о. Василия воспринимались как естественная часть богослужения. Уникальность его речи заключалась не в особой ораторской технике, а в глубине личного духовного познания Слова Божия, поэтому сами лекции о. Василия всегда были пропитаны особой добротой, являвшей суть евангельской истины. Вечная память дорогому о. Василию!