на большой никитской улице в москве
Русская православная церковь • Московская городская епархия • центральное викариатство • центральное благочиние

О любви

Святитель Феофан Затворник
Краткие высказывания христианских святых о любви

 

Святитель Феофан Затворник

(Толкование на послание святого апостола Павла к Римлянам)

Апостол… указывает качество любви

Глава 12, стих 9. Любы нелицемерна: ненавидяще злаго, прилепляйтеся благому. 

Любовь нелицемерная должна составлять душу и всех пред сим показанных действий, как изъясняет святой Златоуст: «Апостол, научая, как можно преуспевать в тех добродетелях, представляет матерь их — любовь. Если будешь иметь любовь, то не почувствуешь траты от денег, ни телесного труда, ни тяжести при научении других, ни пота при служении, напротив, все перенесешь мужественно, потребуется ли помощь ближнему телесными трудами, деньгами, словом или иным чем». Но она должна составлять душу и всех христиан во всех их действиях, служа отличительною чертою истинного христианства, как Сам Господь указал: о сем разумеют ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35). Сознание, что так должно быть, глубоко лежит в сердце христиан, и все стараются являть себя и словом и делом любящими других. Но как показывание себя любящим не всегда исходит от любящего сердца, то Апостол и приложил: любовь да будет нелицемерною, то есть, не внешне только показывайте любовь, но, главное, в сердце ее питайте. Святой Златоуст и говорит далее: «как Апостол требует не просто подаяния, но в простоте, не просто начальствования, но со тщанием, не просто милостыни, но с радушием, так не просто же требует он любви, но любви непритворной. Ибо такова истинная любовь, а если она такова, все прочее последует само собою».

Апостол не заповедь любви предписывает: это у него есть общепризнанная истина. Но указывает качество любви, в виде предостережения от уклонения к неправости в сем главном деле. Любовь печатлеется в сердце вместе с принятием возрождения, которое созидается на разрушении самости, как в другом месте пишет Апостол: любы Божия излился в сердца наша Духом Святым (5, 5). Но потом возможно, что самость опять прокрадется в сердце и, оставляя на деле внешнюю любезность, ослабит любовь сердца или совсем изгонит ее оттуда и займет ее место. Тогда любовь хоть видна будет в делах, но будет уже лицемерная. Вот от сего и предостерегает Апостол.

 

Краткие высказывания христианских святых о любви

1. Прп. Марк Подвижник

Любовь, хотя по порядку последняя из добродетелей, но по достоинству она первая из всех и позади себя оставляет все прежде ее родившиеся. 

2. Свт. Иоанн Златоуст 

Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия.

В любви вот что удивительно: к другим добродетелям может примешиваться зло, — например, нестяжательный часто тем самым надмевается; красноречивый впадает в болезнь честолюбия, смиренномудрый часто тем самым превозносится в своей совести, а любовь свободна от всякой подобной заразы, никто никогда не станет превозноситься пред любимым.

Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага.

3. Прп. Иоанн Лествичник 

Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая.

Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть. 

4.  Прп. Симеон Новый Богослов 

Настолько любовь выше всех добродетелей, что без нее ни одна из них, ни все они вместе совершенно не принесут никакой пользы стяжавшему их. 

О любовь Боготворящая, которая есть Бог, — дар таинственно подаваемый достойным; она — нечто изумительное и вещь, нелегко обретаемая. 

Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщаемая и непостижимая и совершенно Божеская. 

5. Свт. Григорий Палама 

Господь дарует наследие Царства тем, которые иные добродетели запечатлели любовью; либо своей безупречной жизнью к ней притекли, либо через покаяние нашли в ней убежище.

6. Свт. Игнатий Брянчанинов 

Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее. 

Не ищите и не ожидайте любви от человеков, ищите всесильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам. 

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении. 

Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающим против Закона Божия, против закона святой любви. 

7. Прп. Ефрем Сирин 

О сладости любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: «Ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая», ни все в совокупности не могут «разлучити от любве Божия» душу, вкусившую ее сладости (Рим. 8, 38-39). 

8. Авва Дорофей 

Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви. 

9. Авва Иаков 

Совершенство состоит в том, чтобы предпочитать себе ближнего. 

10. Авва Исайя 

Где нет мира, там нет Бога. 

11. Св. Иоанн Златоуст 

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас. 

Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится. 

12. Блаженный Диадох 

Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав — не перестает. … В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная — остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью. 

13. Иоанн Кронштадтский 

Жизнь сердца — это любовь, а его смерть — это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования. 

14. Преп. Исаак Сирин 

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное. 

15. Старец Силуан 

Господь любит нас, как Своих детей, и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас. 

16. Иоанн Лествичник 

Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. 

Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения. 

Любовь есть Бог (Иоан. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской. 

Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения. 

17. Максим Исповедник 

Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: если имею пророчество, и ведаю все тайны, и весь разум, любви же не имею: никакой пользы мне в том (1 Кор. 13, 2. 3). Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь (1 Ин, 4, 16).

Источник: официальный сайт Храма во имя Спаса Нерукотворенного Образа, г. Санкт-Петербург https://happy-school.ru/publ/our_church/istorija_khrama/spaso_pargolovskij_khram_istorija_raspolozhenie_bogosluzhenija/206-1-0-18744